«Свет фресок Дионисия»

29 марта 2018
С 14 апреля по 14 мая в Музейно-выставочном центре г.Боровска будет проходить выставка работ Юрия Холдина.

Есть на земле места, в которые всегда хочется возвратиться и, отрешившись от житейских проблем и мирской суеты, на время погрузиться в иной мир. Вот и у меня таким местом был и есть Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя — духовный центр православия нашей страны.
Время от времени я посещаю это благодатное место и организуемые в его музее выставки. В марте 2015 года я посетила экспозицию выставки «Свет фресок Дионисия — миру». Это были работы, напечатанные на специальной широкоформатной бумаге и рассказывающие языком фотоискусства о древнерусских росписях, написанных в конце пятнадцатого века иконописцем Дионисием и его сыновьями Владимиром и Феодосием в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, что в Кирилловском районе Вологодской области. Этот храм — святыня православной культуры пятнадцатого века, он был занесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России и в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
На выставке в прямоугольных деревянных рамках висели пояснительные тексты, набранные крупным шрифтом. Это были в основном аналитические статьи, рассказывающие о фресках (роспись по мокрой штукатурке) Дионисия и о талантливой работе нашего современника, фотохудожника и издателя Юрия Холдина, трагически погибшего.
Для меня, выросшей в сельском доме, где на божничке стояли старообрядческие иконы с аскетическими образами святых, были по душе фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Также еще и потому, что в старинном подмосковном городке Боровске, где я живу, находится Свято-Пафнутьев-Боровский мужской монастырь, связанный с именем Дионисия.
Известно, что в 1466-1468 годах белокаменный собор обители был расписан самыми лучшими иконописцами того времени: иноком Митрофаном преклонных лет и мирским человеком Дионисием с «пособниками». К сожалению, росписи собора Рождества Богородицы нашего монастыря были утрачены уже в шестнадцатом веке, когда собор был разобран и на его месте был построен другой, более просторный. Фрески, которыми восхищались и простые люди, и великие князья, погибли.
Прошло время. Во второй половине прошлого века после обвала центрального купола Собора Рождества Богородицы (14 мая 1954 года) были начаты реставрационные работы. При укреплении фундаментов собора были найдены два белокаменных блока с фрагментами росписи мастеров старца Митрофана и Дионисия. Они хранятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Только в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря фрески дошли до наших дней такими же, какими писались, правда, со следами «пелены» пяти веков. Я уже знала, что, вряд ли когда-нибудь, соберусь поехать за пятьсот семьдесят километров от Москвы, чтобы посмотреть единственный в России и мире уникальный памятник древнерусского искусства. Тем более посещение храма ограничено. Экскурсия может находиться там только пятнадцать минут. Что можно рассмотреть за такое короткое время?! Получалось, что фотографические работы современного художника, издателя Юрия Холдина — это мое своеобразное паломничество к святому месту русского православия, мое знакомство с творчеством Дионисия.
Фотохудожником Юрием Холдиным был создан просветительский проект «Свет фресок Дионисия — миру», в рамках которого был выпущен большой фотоальбом «Сквозь пелену пяти веков», который вышел как раз в юбилейный год написания фресок собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Дионисием с сыновьями. Тогда же, в 2003 году, Юрий Холдин был удостоен Всероссийской премии в номинации «Книга — событие года», альбом стал частью национальной экспозиции на международной книжной выставке во Франкфурте-на-Майне. О нем писали: «Это непревзойденный мастер своей эпохи». Рядом с Юрием Холдиным была его жена-единомышленница, помощница, знаток древнерусского искусства Екатерина Данилова (Холдина).
В 2006 году прошли передвижные выставки в Государственной Третьяковской галерее (г. Москва), Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике, Муниципальной художественной галерее г. Костромы, Государственном художественном музее г. Ярославля, Российской Академии художеств г. Санкт-Петербурга.
Фотовыставка Юрия Холдина пробудила во мне такие светлые и добрые мысли, что я поймала себя на мысли: моя житейская проблема, которую я не могла решить и которая меня не отпускала приблизительно года два, отодвинулась на задний план, стала далекой и ненужной.
Уходя с выставки, я думала о мастере светописи (фотография в пер. с греч. — светопись) Юрии Холдине, о Дионисии, о внутренней связи, которая соединила через века этих двух людей: православного мыслителя-иконописца и современного талантливого фотохудожника, о возрождении древнерусского искусства иконописи в новом качестве — фотоработах, которые стали доступны всем интересующимся этой темой людям.
В этом году я вновь побывала в Храме Христа Спасителя в Москве и посетила музейную выставку, на которой я увидела икону Спаса Нерукотворного. Только прочитав «Спас Нерукотворный. Икона из разрушенного храма Христа Спасителя. Фотография. Автор Юрий Холдин», я поняла, что это профессионально сделанный снимок, на основании которого типографские работники качественно напечатали репродукцию. Мысленно я назвала эту работу «фотоиконой», при этом подумав, правильно ли это?
...На обложке книги «Памяти Холдина» — фотография, на которой запечатлен мальчик, стоящий перед открытыми дверьми собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Он смотрит, чуть запрокинув голову, на фрески храма. Еще немного и он войдет туда. Давайте и мы с вами войдем в мир древнерусских росписей, которые увидел и запечатлел замечательный фотохудожник Юрий Холдин.

Анна Файнгерц, г. Боровск

Свет фресок Дионисия копия.jpg


Возврат к списку

Опрос населения муниципальных образований

Опросы

  1. Будете ли вы принимать участие в общегородских субботниках?
    1. Да - 29 (44%)
       
    2. Нет - 20 (30%)
       
    3. Регулярно убираемся сами - 17 (26%)
       

Погода


Ветер: ,  м/сек.
Давление:  мм.рт.ст.
Влажность: %
Восход:
Заход: