Паломнический туризм


Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь 
monast.jpeg
Боровский монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истерьмы в реку Протву. После смерти прп. Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоцкий монастырь. Стены и башни Пафнутьев-Боровского монастыря относятся к XVI–XVII векам. Есть версия, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил знаменитый архитектор Феодор Конь, автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря.
Подробнее >>
Кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (пл. Ленина)
2.jpg
 Благовещенский кафедральный собор издревле существовал в г. Боровске. Правда, в древности он был деревянным и находился на территории городища. Когда центр жизни города стала смещаться с городища на торговую площадь, вероятней всего, после очередного пожара, Благовещенский собор возвели на новом месте каменным, где он и ныне стоит. Во время войны 1812 года Благовещенский собор, как и многие русские святыни, подвергся поруганию и разорению. В 1819 году к четверику собора были пристроены трапезная с приделами и колокольня. Южный придел в честь святителя Николая был освящён в 1819 г. епископом Филаретом Гумилевским; северный - в честь Казанской иконы Божией Матери, освящён в 1829 г. епископом Гавриилом. Таким образом, нынешний вид Благовещенского собора сложился к 1819 году.   
В советский период Благовещенский собор не закрывался и не разорялся.   
Здесь не прерывались церковные службы и общие молитвы.   
В настоящее время большое внимание и большие средства в Благовещенском соборе отданы реставрации. Восстанавливаются внутренний и внешний вид храма, ведётся реставрация икон, киотов, иконостасов и облачений. При соборе действует мастерская церковного и лицевого шитья, в задачи которой входит реставрация старинных, и создание новых предметов церковного шитья в древнерусских традициях.
Храм во имя преображения Спаса на взгорье (ул. Урицкого)
4.jpg
На центральной площади Боровска расположен храм Преображения Господня «на взгорье». Из летописных источников известно, что на этом месте уже в 1610 году стоял одноименный деревянный храм, который был сожжен «в приход крымских людей». Потом храм долго не могли восстановить. Каменный храм был построен в 1804 г. В 1930-е годы храм был закрыт. В послевоенное время в нём была устроена мельница, которую разобрали в период с декабря 2008 г. по апрель 2009 г. В конце XX в. храм использовался под склад. Позже, до самой передачи Калужской епархии, храм находился в ведении МУП «Сосновый бор». В конце 80-х гг. в храме были проведены консервационные работы. 13 декабря 2001 г. храм был передан епархии в безвозмездное пользование. 14 октября 2009 г. состоялась первая Божественная Литургия после закрытия храма.
Старообрядческий храм во имя Всех Святых (ул. Ленина)

5.jpg
История появления  этого храма связана с Всесвятской общиной, объединившей старообрядцев. Долгое время для богослужений старообрядческой общиной использовался дом на улице Успенской (ныне улица Ленина), затем  в 1905 г., с получением свободы вероисповедания, моленный дом стал приобретать внешний вид храма. В 1928 г. храм был закрыт, и почти сразу в нем был размещен Дом культуры. В 1970-х гг. был существенно переделан фасад храма. В настоящее время здесь располагается Музейно-выставочный центр.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком (ул. Рабочая)
6.jpg
Старинный деревянный храм. Находится недалеко от Свято-Пафнутьева Боровского монастыря на окраине города Боровска.     
Ранее на этом месте находился Высоко-Покровский Боровский монастырь, основанный в начале XV в. В этом монастыре в 1414 - 1444 годах подвизался преподобный Пафнутий Боровский. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - уникальный, единственный в Калужской области деревянный храм XVII века, возведенный русскими мастерами-древоделами из сосновых брёвен без единого гвоздя раньше, чем знаменитые Кижи. Такие храмы в нашем климате без реставрации не сохраняются более двухсот лет. Милостью Божией, молитвами преподобного Пафнутия, и за гробом почитающего родителей своих, Пресвятая Богородица хранит свой храм почти четыре века.
Храм во имя Воздвижения Креста Господня (перекресток
улиц Володарского и Мира) 

7.jpgВпервые упомянут как деревянный в 1650 г. В 1814 на средства прихожан был построен кирпичный храм. В 1925 г. храм был закрыт, и приспособлен под машинно-тракторную станцию. Во время войны здание храма сильно пострадало от артиллерийского обстрела. После войны здание не восстанавливали, а приспособили под водонапорную башню: разобрали свод и вместо него поставили бак, в результате храмовое здание потеряло исторический облик. В начале  2000-х гг. были начаты работы по восстановлению храма. В настоящее время в храме вновь идут богослужения. 
   
Старообрядческая часовня - памятник во имя святых мучениц и исповедниц боярыни Феодосии Морозовой (в инокинях Феодоры), княгини Евдокии Урусовой и иже с ними пострадавших за правоверие в XVII в. (Боровское городище)
10.jpg

Часовня-памятник пока единственная в Боровске современная культовая постройка. Появление ее на Боровском городище связано с последними годами жизни и местом захоронения здесь сестер Соковниных — боярыни Феодосии Морозовой и княгини Евдокии Урусовой. Это место стало чтимым у старообрядцев— со своими горестями и печалями приходили они на могилу святых жен и просили о помощи. Могила боровских мучениц до нашего времени не сохранилась. Часовню строили на народные деньги в течение 2001- 2005 гг.
Старообрядческий храм во имя Введения Пресвятой Богородицы (ул. Циолковского)
11.jpg
Существующий храм был построен усилиями боровских старообрядцев в 1908 году. После революции прихожан не сразу лишили храмового здания, его закрыли в 1938 г., и разместили здесь деревообделочную артель. Во время оккупации города немецко-фашистскими войсками храм вернули старообрядцам. Однако, в декабре 1941 г., отобрали у прихожан и приспособили под тюрьму для пленных красноармейцев. В 1945 г. в храме устроили хранилище зерна и овощей, а затем передали инкубаторской станции. В 1989 г. храм вернули старообрядческой общине.
Старообрядческий храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (ул. Коммунистическая)
12.jpg
Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящен в 1912 г. Объемы храма, на которые замахнулись старообрядцы, оказались столь внушительными, что до 1917 г. отделка его не была полностью завершена. Дальнейшим работам помешала революция. С 1930-х годов на территории храма расположился автогараж, в последствие выросший до крупного предприятия — автоколонны. В ноябре 2005 года собор был поручен попечению инокинь для возрождения в Боровске Покровского древнеправославного девичьего монастыря. В настоящее время в храме богослужения не проходят. 
Храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба (ул. Коммунистическая)
13.jpg
Пятиглавая церковь Бориса и Глеба с высокой стройной колокольней первая встречает любого путешественника, въезжающего в Боровск со стороны Москвы. Она манит к себе издалека и вблизи не разочаровывает. Правда, традиционный двусветный четверик его основного объёма искажён более поздней надстройкой, но как красивы колонки-дудочки по углам четверика, причудливые наличники в стиле московского узорочья, многорядные карнизы, перспективные порталы. Церковь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба по происхождению древняя. В 1610 г. она пострадала от нашествия поляков и литовцев. В 1704 г. на средства прихожан был воздвигнут ныне существующий каменный храм.
Закрытый и осквернённый в годы Советской власти Борисоглебский храм находился в аварийном состоянии. Его начали реставрировать ещё в 1985 г. как памятник архитектуры, а в 1991 г. в храме было возобновлено богослужение. 
Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (в Роще)
14.jpg
Село Роща расположено на старой дороге из Боровска в Пафнутьев монастырь.     
В 1701 году в Рощинской Слободе на погосте стояла деревянная церковь с пределом апостола Андрея Первозванного. Существующий ныне каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы на старом кладбище, окруженном оградой, высится на левом берегу реки Протвы значительно выше селения, террасами спускающегося к реке. Выразительный силуэт одноглавой церкви, построенной в 1708 году, с трехъярусной колокольней, возведенной вместе с трапезной в конце 18 века, господствует над местностью. Церковь с несколько приземистым восьмериком на двухсветном четверике построена в стиле барокко и является интереснейшим образом его поздней разновидности. Главный пятиярусный иконостас украшен деревянной резьбой с позолотой. В храме находится Иверская икона Божией Матери со Святой горы Афон. В 1923 году в дар храму была принесена икона Господа Вседержителя, некогда принадлежавшая родственникам грузинского царя Давида. Особо почитается также икона Божией Матери «Утоли моя печали», обретенная, по преданию, в реке Протве.
В советское время храм действовал с небольшими перерывами, а после Великой Отечественной войны богослужения в нем совершались регулярно.
Особенно примечателен факт о венчании в этом храме в 1880 г. К.Э. Циолковского. 
Храм во имя великомученика Дмитрия Солунского (в Рябушках)
15.jpg
На левом берегу Протвы и речки Истерьмы в Рябушинской слободе, бывшей до 1764 г. подмонастырской служней Пафнутиева монастыря, на самой высокой точке местного рельефа — на обрыве, круто спадавшем к Протве, в 1804 г. поставлен каменный храм вмч. Димитрия. В храме три престола: центральный — в честь великомученика Димитрия Солунского, северный — в честь святителя Николая, южный — в честь великомученика Георгия Победоносца. Главной святыней храма является чудотворный образ великомученика Димитрия Солунского, написанный по левкасу и вызолоченный сусальным золотом. Особо почитаются иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и «Троеручица», а также Распятие с предстоящими. 
Храм в честь Архангела Михаила (в с. Красное)
16.jpg
В середине XVII в.  впервые был документально упомянут деревянный храм Архангела Михаила с приделом Николая Чудотворца. В 1774 г. взамен ранее существовавшего был возведён новый деревянный храм с приделом Николая Чудотворца. Храм стоял на крутой горке, возвышаясь над селом и его окрестностями. В октябре 1812 г. храм стал свидетелем нашествия армии Наполеона и подвергнут осквернению, были «истреблены» престол и жертвенник, «церковная же утварь и все святые иконы были соблюдены прихожанами». Постепенно деревянный храм пришёл в ветхость. Нынешний храм был построен в 1910 г. Существенный ущерб церкви Архангела Михаила был нанесён в годы Великой Отечественной войны. В период боевых действий октября 1941 — января 1942 гг. церковь усиленно обстреливалась.  6 мая 1994 г. она была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас с различных точек в Боровске можно увидеть сияющие золотом главы Михайлоархангельской церкви. 
Храм в честь Калужской иконы Божьей Матери (в г. Ермолино)
17.jpg
С 2003 года в г. Ермолино в молебной комнате, оборудованной при детских яслях, начались первые богослужения. В 2005 году администрацией г. Ермолино было передано в пользование приходской общине здание бывшего дома быта. Оно было оборудовано для проведения богослужений, и с января 2006 года в нем действует приход в честь Калужской иконы Божией Матери, который возглавляет иерей Сергий Новожилов. В настоящее время ведется сбор средств на строительства нового храма. Активно проводятся просветительские мероприятия в ермолинской средней школе и профессиональном училище. С каждым годом число постоянных прихожан неуклонно растет. 
Храм в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (ул. Русиново)
 
Из дошедших до нас письменных источников впервые Русиново упоминается в «Приправочной книге по дозору Боровского уезда 1613 года». В ней говорится как о монастырской вотчине, о сельце Русинове с древним ветхим храмом Николая Чудотворца.       
Каменный «корабельный» храм с главным престолом в честь святителя Николая Чудотворца и двумя приделами был построен прихожанами во главе с И.В. Золотаревым в 1830 году (по другим данным в1836 г.) вместо обветшавшего деревянного.
Пережила Никольская церковь годы революции и гражданской войны и закрыта была лишь перед войной. В годы Великой Отечественной войны Никольский храм разделил участь многих разрушенных святынь.
В 2005 году было получено благословение митрополита Калужского и Боровского Климента на восстановление храма свт. Николая Чудотворца. Начались реставрационные работы. Сейчас трудно себе представить, что величественный храм ещё недавно лежал в руинах. Одновременно с восстановлением храма начались работы по расчистке и облагораживанию природных источников, бьющих из-под храмовой горы. Святые источники храма Николая Чудотворца привлекают огромное количество гостей и паломников, путешествующих по святым местам. 
Храм в честь Святого Праведного Иоанна Кронштадтского (в г. Балабаново)
19.jpg
Храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Балабаново новый. Раньше город своего храма не имел. Ближайший храм в с. Лапшинка был разрушен во времена гонений на Церковь в ХХ веке.
Закладку храма летом 1994 г. освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совместно с Высокопреосвященнейшим Климентом, митрополитом Калужским и Боровским. Строительством руководил настоятель Благовещенского собора г. Боровска протоиерей Андрей Куликов, который стал первым настоятелем построенного храма.
В храме находится икона св. праведного Иоанна Кронштадтского, подаренная Святейшим патриархом Алексием II, с памятной надписью на обороте. В 2000 г. Высокопреосвященнейший Климент, митрополит Калужский и Боровский, в дар приходу преподнес икону преподобного Серафима Саровского с частицей мощей святого. 
        
Сделано профессионалами

Опросы

Чего, по вашему мнению, не хватает в поселениях Боровского района для занятий зимними видами спорта?





Погода


Ветер: ,  м/сек.
Давление:  мм.рт.ст.
Влажность: %
Восход:
Заход: