Дети, как и взрослые, сегодня зависимы от телефонов и Интернета. Гаджеты, постоянно находящиеся в поле зрения, отвлекают детей, что негативно сказывается на учебном процессе. Кроме того, они нередко провоцируют и обнажают социальную пропасть между обучающимися. Ученик с «десятым» айфоном за «круглую сумму», очевидно, вызывает зависть, а то и неприязнь у других. А появление телефона у одного ученика (особенно в шестом, седьмом и восьмом классах) вызывает у прочих желание иметь такой же, что приводит к бесконечным просьбам по отношению к родителям и конфликтам.
Мнения по использованию гаджетов в образовательной организации среди учителей и родителей разделились.
Анализ международного опыта показывает, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительное накопленное время использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна.
Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном. Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации. Негативные реакции проявлялись в снижении внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушении сна.
Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся. Чем больше времени ежедневно ребенок тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости. Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4 %.
В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Франции по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных организациях.
Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы. В Бельгии и Великобритании вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается в каждой школе индивидуально. С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада) и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия).
В России активно обсуждается вопрос о запрете использования гаджетов в школе. Однозначного ответа нет. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.
Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи