Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Память в бронзе

В Боровске состоялось открытие памятника протопопу Аввакуму — непримиримому борцу за правду и автору первого автобиографического произведения в истории отечественной литературы.

Поэт русской души

Монументальный образ старообрядца мог поселиться рядом с Рогожским храмом в Москве. Именно к этой территории готовился скульптор, лауреат премии ЦФО в области литературы и искусства, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Олег Молчанов.
У Олега Ивановича удивительный и богатый творческий путь. Закончив Ярославское художественное училище, он поступил с первым набором в Академию живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова по мастерской пейзажа. Затем последовало обучение реставрационному делу в институте Ильи Репина.
Получив такое мощное образование, художник рисует восхитительные пейзажи, наполненные умиротворённой тишиной и любовью к русской глубинке. На счету мастера реставрация храма преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре. С его участием к 400-летию дома Романовых возведена часовня в память о царской семье возле Ипатьевского монастыря в Костроме. Также Олег Иванович издал два поэтических сборника. О его жизни и творчестве телеканалом «Союз» снят документальный фильм «Мысли о прекрасном».
С калужской землёй у скульптора давняя тёплая дружба, в 2007 с подачи экс-губернатора области Анатолия Артамонова прошло несколько персональных выставок. Именно за них художник и стал лауреатом объявленной полпредом Георгием Полтавченко премии. А ещё это большое количество пленэров в Боровске и Тарусе, которые запомнились на всю жизнь.
От замысла к воплощению
Несколько лет потребовалось Олегу Молчанову на реализацию своей идеи. По словам автора, в сознании обывателя формируется однобокий образ протопопа в рубище. Таким зритель может увидеть мученика в Григорове на его родине. Скульптура Вячеслава Клыкова прочно стала каноничной, но художник хотел уйти от навязанного клише. «У Аввакума, члена кружка „Ревнители благочестия“, в который входили сам царь Алексей и патриарх Никон, был высокий статус. Он служил в Казанском соборе на Красной площади в Москве. Всем этим ему пришлось пожертвовать ради борьбы за истину», — рассуждает Олег Иванович. Поэтому на памятнике огнепальный старообрядец изображён в полном протопопском облачении. Для достоверности художник работал со специалистами по средневековой иконографии. Соблюдены все детали до количества пуговиц. Их на одеянии ровно девять, что соответствует представлению об ангельских чинах в православии.
Памятник представляет собой стоящего Аввакума на фоне голгофского креста, символа страдальческой судьбы. Одной рукой священномученик обращается к зрителю в благословляющем двуперстном жесте. Другая — держит свиток с посланием потомкам: «Стойте Господа ради в вере твёрдо и не предавайте благоверие отец наших о Христе Иисусе Господе нашем, ему же слава во веки. Аминь».
Автор монумента отметил, что создавал памятник, а не молельный образ. И он призван увековечить память старообрядческого идеолога. С другой стороны, русское православие имеет древнюю историю создания скульптурных изображений святых, восходящих к библейским сюжетам.
Высота бронзового памятника составляет 3,7 метра, за фигурой священномученика возвышается пятиметровый крест из лиственницы. Постамент, символизирующий библейскую Голгофу, разделен ломаной линией, обозначающей раскол XVII века. При этом красный цвет, по замыслу художника и в традициях православия, означает мученическую смерть за веру отцов. Также усиливают символизм мученической смерти евангелистические орудия — копье, пронзившее тело Христа и губка с уксусом.
Реализация грандиозного проекта могла остановиться на этапе изготовления гипсовых форм. Но в это время со скульптором связался меценат Сергей Кондрашов, пожелавший увековечить на своей родине память о великом идеологе старообрядчества. Встреча совпала с намечавшимися торжествами по случаю четырёхвекового юбилея Аввакума и организацией сквера по соседству с Покровским старообрядческим собором.
Благодаря этому скульптор смог отлить памятник в бронзе. В итоге изначальный проект вырос в сравнении с первоначальным замыслом. Голгофский крест теперь вознёсся на пятиметровую высоту, его вес составил 750 кг. Не вошли в композицию два венца сруба, напоминавшие о страшной кончине мученика. Вес всего монумента 1800 кг, он установлен на оси с Покровским собором и создаёт прямую линию со стелой «Город воинской славы», ведущей к смотровой площадке будущего сквера. От него отходят радиальные лучи тропинок парка.

Всякое дыхание да славит Господа

Открытие памятника должно было стать частью цикла мероприятий, заключительный этап которого планировался на территории Боровского района. В связи с пандемией и отменой мероприятий в Москве наш город стал единственной площадкой, где старообрядцы и любители отечественной истории смогли почтить память личности мирового масштаба. Эти обстоятельства способствовали тому, что на мероприятии собралось большое количество высоких гостей.
С приветственными словами к зрителям обратился предстоятель Русской православной старообрядческой церкви, митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Духовный отец всех староверов напомнил собравшимся о роли огнепального, назвав день открытия памятника историческим для всей православной Руси: «Это событие мы начали готовить несколько лет назад, после обращения к главе государства Владимиру Путину, с пожеланием в российском масштабе отметить год 400-летия протопопа Аввакума. Он благосклонно подписал наше письмо. Совместно с Министерством культуры проделана большая работа над множеством мероприятий, в том числе и открытие памятника в граде Боровске. Здесь святой находился почти год. Мы чтим его память и тех, кто ценой свой жизни отстояли православную Русь». Митрополит отметил большую роль защитной силы местной земли во время нашествия врагов, и этим жива душа русского народа.
Руководитель региона Владислав Шапша подчеркнул литературную роль мученика, как создателя нового жанра русской словесности: «Ведь без слова нет веры, нет знания. И даже когда всё это есть, без него трудно что-то создать». Владислав Валерьевич поблагодарил скульптора и мецената за возможность появления монумента на святой земле, восстановившую историческую справедливость.
Глава администрации Боровского района Николай Калиничев поблагодарил причастных к созданию памятника: «Развивающийся на месте пустыря сквер станет украшением районного центра. А памятник Аввакуму, появившийся тут по благословлению митрополита Корнилия, станет его доминантой. Скульптура прекрасно вписалась в ландшафт парка, а когда в следующем году закончатся работы по восстановлению Покровского собора, получится красивый комплекс», — поделился планами Николай Александрович. По его мнению, необходимо задуматься о площадке перед самим храмом. Также он отметил, что нужно отдать должное боровской администрации во главе с мэром города Анжеликой Бодровой, которые обеспечили в кратчайшие сроки возможность установки памятника и облагородили территорию.
Приветственное слово также произнёс Главный советник Департамента по взаимодействию с религиозными объединениями Управления по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации Александр Терентьев: «Это важное событие в жизни боровчан, чтящих свою историю. Также это знаковое продолжение традиций промышленников-староверов, которыми всегда славилась Россия. Ведь, вспоминая жизнь протопопа Аввакума, мы приближаемся к нашим корням и источнику сильного несгибаемого русского характера и явлению меценатства»
Меценат Сергей Кондрашов обозначил важность события на его Родине, так как священномученик является примером для многих староверов: «Своей неуёмной энергией он обличал несправедливость и неправду и является символом русского народа, стоящего на своей правде».
Митрополит поблагодарил всех причастных к организации торжеств. От лица русской православной старообрядческой церкви он вручил благодарственные письма. В число награжденных вошли губернатор области Владислав Шапша, его заместитель Владимир Потёмкин, сенатор Совета Федерации Анатолий Артамонов, глава администрации Боровского района Николай Калиничев, скульптор Олег Молчанов, меценат Сергей Кондрашов и руководитель фонда «Посолонь» Владимир Кетуров.
Мероприятия по чествованию 400-летия Аввакума продолжились посещением реставрируемого покровского храма. Также гости города смогли совершить экскурсию по достопримечательностям Боровска и ознакомиться с двумя выставками. Первая «По страницам «Жития протопопа Аввакума» знакомит с иллюстрациями к первой автобиографии в отечественной литературе. Экспозиция «Боровск в XVII веке: Смута и раскол» рассказывает об истории борьбы сторонников и противников реформ Никона в документах, хранящихся в фондах боровских музеев. Центральное место на ней занимает монументальный портрет святого кисти Игоря Солдатенкова.
Затем все желающие во главе с митрополитом Корнилием посетили часовню, установленную на предполагаемом месте захоронения сестёр-мучениц Феодоры Морозовой и Евдокии Урусовой.

Эпилог

Весной 2021 года должны состояться все перенесённые мероприятия, намеченные на осень. Зазеленеет богатая растительность, которую планирует высадить в парке боровская администрация. А над Протвой в своём первозданном величии восстанет собор Покрова Пресвятой Богородицы. Так рукотворная память соединится с духовной, воздавая должное почтение человеку, своей непростой жизнью учившего идти за правдой, не сворачивая с избранного пути.

Дата публикации: 22.10.2020
nav_back nav_back nav_back
Яндекс.Метрика